Диагностика Passat b3 (пассат б3): как найти неисправности новичку?

Диагностика Фольксваген Пассат Б3

Ремонт современного автотранспорта представляет собой довольно хлопотное дело, которое наверняка потребует серьезных финансовых вливаний. Поэтому многие автомобилисты предпочитают различные мелкие работы наподобие замены реле, датчиков, лампочек, свечей зажигания и так далее выполнять самостоятельно. Чтобы своевременно выявить возникшую проблему, были разработаны специальные устройства, получившие название автосканеры. Это конструкция представляет собой блок со специальным разъемом, через который она подключается к бортовому компьютеру транспортного средства. В сканере установлено специальное программное обеспечение, при помощи которого удается расшифровать коды ошибок и диагностировать неисправность.

В специализированных магазинах представлен огромный выбор подобных изделий, начиная от наиболее простых, стоимостью несколько сотен рублей до профессиональных универсальных моделей, подходящих к большинству марок автомобилей. Растеряться при наличии подобного многообразия довольно легко. Чтобы помочь вам определиться с выбором мы решили написать обзор лучших автосканеров 2020 года. Вот только перед тем, как приступить к непосредственному анализу характеристик конкретных моделей, давайте сначала рассмотрим, какими бывают автосканеры и чем они могут отличаться друг от друга.

На что обращают внимание при выборе автосканера?

Как говорят профессионалы в области ремонта транспортных средств, все подобные изделия можно разделить на две большие группы – аппаратные сканеры и сканеры-адаптеры. Первый тип является вполне самодостаточным изделием, который подключается к бортовому компьютеру и считывает все данные самостоятельно. Наиболее современные модели оснащены разъемом для подключения к персональному компьютеру. Подобными изделиями предпочитают пользоваться профессионалы. Однако стоит учитывать, что периодически программное обеспечение данного оборудования придется обновлять, причем делается это исключительно в авторизованных сервисных центрах.

Адаптеры потребуют для полноценной работы довольно современный смартфон или же ноутбук. Такие конструкции пользуются большой популярностью у рядовых автомобилистов, так как пользоваться ими достаточно просто. В плане функциональности также существует определенная градация – дилерские, марочные и мультимарочные. Первые оборудованы специальным программным обеспечением, которое подойдет только для одной марки и модели машины, стоят они очень дорого. Марочные автосканеры тоже являются профессиональным оборудованием, стоят они подешевле и обладают меньшим функционалом. Заложенные в подобные изделия программы рассчитаны только на определенные марки машин. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются мультимарочные сканеры, которые подходят для большинства автомобилей.

При выборе данного оборудования следует помнить, что его стоимость прямо пропорциональна качеству программного обеспечения. Подведем некоторые промежуточные итоги. Итак, при покупке авто сканера следует обязательно обращать внимание на заложенную в нем программу. Чем шире ПО, тем более широкий круг задач сможет выполнять устройство. Желательно отдавать предпочтение универсальному изделию, так как вполне возможно, что вы захотите поменять свой автомобиль. Если вы покупаете сканер для частного применения, то лучше всего выбирать модель с наиболее простым управлением. Если конструкция будет подключаться к смартфону или ноутбуку при помощи провода или же за счет беспроводного интерфейса, то это будет дополнительным плюсом.

Разрабатывая данный рейтинг лучших автосканеров, мы учитывали все указанные выше моменты, однако обращали внимание и на отзывы пользователей и профессионалов. Немаловажным критерием отбора стало соотношение цены и качества конструкции, наиболее дорогостоящее оборудование в наш рейтинг не вошло. Теперь самое время обратиться к анализу конкретных моделей.

Какой сканер для диагностики лучше

Orion ELM 327 Wi-Fi Micro

Еще одна конструкция, разработанная на основе микроконтроллера ELM327, процедура диагностики осуществляется с применением портативного электронного девайса – сканер можно подключать к ноутбуку, планшету или смартфона. С помощью этого оборудования можно вычислять и стирать коды большинства ошибок. Подключение производится либо при помощи беспроводных модулей, либо за счет кабеля USB, идущего в комплекте с изделием. Сканером пользуются не только для ремонта, но и в целях профилактики и своевременного обнаружения ошибок. Сброс найденной ошибки производится в течение всего лишь нескольких секунд. После ее устранения лампочка Check Engine погаснет. Габаритные размеры изделия невелики, все работы производятся в режиме реального времени.

Все ошибки программное обеспечение выявить не в состоянии, однако большинство наиболее типичных неисправностей обнаружить сумеет. Подключать сканер к компьютеру автомобиля можно даже во время движения. Он будет отображать данные, касательно скорости в момент времени, расстояние, которое автомобиль успел проехать, количество оборотов мотора, средний расход горючего и прочие полезные данные. Устройство стоит недорого, пользоваться им весьма удобно.

Преимущества:

  • Выявленные ошибки сбрасываются практически мгновенно;
  • Вся информация, полученная от данного сканера, является довольно точной;
  • Незначительные габаритные размеры;
  • Есть возможность подключения по беспроводным каналам;
  • Приемлемая цена.
  • Недостатки:

  • На смартфоне или планшете при использовании этого девайса будет отключаться мобильный интернет.
  • Launch CReader V+

    Основным отличительным моментом данного оборудования является наличие достаточно яркого жидкокристаллического экрана, этот сканер не нуждается в подключении к мобильному устройству или ноутбуку. Наряду с традиционным стандартом OBDII в аппарат был дополнительно встроен еще один протокол шины данных CAN, который делает функционал модели более широким. Бортовой компьютер автомобиля сканируется надежно и быстро, однако каких-либо изысков не предусмотрено. Все ключевые показатели выводятся на экран либо в виде текстовой информации, либо в качестве наглядных и понятных графиков. Они обычно представляют собой зависимость одной величины от другой, например, можно отслеживать какое количество топлива расходуется при определенных оборотах двигателя транспортного средства.

    Как следует из отзывов пользователей, этот прибор является полностью автономным, диагностирует все основные моменты достаточно качественно, причем стоимость изделия вполне приемлемая. Экран не слишком большой, однако на нем все довольно хорошо видно. Корпус устройства пластиковый, есть шесть механических кнопок, которые нажимаются с характерным щелчком. Пластик корпуса имеет матовое покрытие, на нем не будут заметны отпечатки пальцев и разного рода загрязнения.

    Преимущества:

  • Абсолютная автономность изделия;
  • Отображение информации происходит в режиме реального времени;
  • Продолжительный период эксплуатации;
  • Удобство управления;
  • Данные показываются как в текстовом, так и в графическом виде.
  • Недостатки:

  • Многие пользователи отмечают, что экран устройства можно было бы сделать и побольше.
  • Delphi DS150E

    Вне зависимости от используемого ПО данное оборудование может функционировать в режиме Generic OBD либо eOBD. Устройство отличается превосходной универсальностью – оно совместимо с любыми марками и моделями машин, производит сканирование всех доступных блоков и выдает информацию относительно имеющихся ошибок в бортовом компьютере или некорректной работе датчиков. Устройство отличается приличными габаритными размерами – это наиболее крупная модель среди уже рассмотренных. Вместе с прибором поставляется диск с программным обеспечением, кабель USB. Конструкция оснащена специальным разъемом для установки карты памяти microSD, куда будут записываться данные во время движения транспортного средства. В разъеме имеется встроенный долговечный аккумулятор, от которого будет питаться яркий светодиод, светящийся холодным белым светом, который в значительной степени облегчает поиск диагностического разъема. Вообще, как утверждают пользователи, такое оборудование является лучшим среди бюджетных моделей. Вся проверка производится в режиме реального времени, при необходимости можно произвести тестирование всех имеющихся в автомобиле систем.

    Контроль за состоянием автомобиля производится в строгом соответствии с европейскими протоколами качества. Устройство считывает, расшифровывает и опциально удаляет ошибки. Сканер сообщит пользователю, является ли выявленная ошибка реальной неисправностью или же возникла вследствие возникшего сбоя в работе бортового компьютера автомобиля, отдельно есть функция просмотра реального пробега транспортного средства, поэтому никакой сброс счетчиков не поможет скрыть количество километров, которое действительно проехала машина. Стоит отметить, что после выполнения некоторых ремонтных работ или же профилактического обслуживания автомобиля возникает сбой нулевых настроек. Этот аппарат позволяет вернуть их в первоначальное состояние.

    Преимущества:

  • Очень широкий функционал;
  • Может использоваться примерно на ста марках машин вне зависимости от моделей;
  • Подходит для использования в том числе на станциях технического обслуживания.
  • Недостатки:

  • За исключением больших габаритных размеров не обнаружено.
  • Roadgid S6 Pro

    Еще одна Корейская разработка в сегменте недорогого диагностического оборудования от популярного на СНГ рынке производителя ROADGID™. Мультимарочный адаптер предназначен для диагностики автомобилей начиная с 1996 г.в.

    Отличается хорошей стабильностью работы, быстрым подключение к ЭБУ автомобиля и мгновенным сканированием различных систем. Существует 2 версии устройства – с Bluetooth модулем и Wi-Fi, цена на последний немного выше. Автосканер работает со всеми популярными приложениями – Torque Pro, Scan Master, EOBD Facile, Open Diag, Olivia Drive и т.д. Поддерживает все существующие на данный момент OBD2 протоколы.

    Это интересно:  Как заменить батарейку в брелке ключа BMW

    В базе прибора зашито более 5000 кодов ошибок, что составляет 95% от общей массы и достаточно для диагностики на начальном и среднем уровнях.

    Гарантия на оригинальный сканер составляет 1 год с момента покупки но, как правило, такие устройства служат очень долго за счет качественной элементной базы и вывести его из строя практически не возможно.

    Преимущества:

  • Совместим с большинством моделей автомобилей после 1996 года;
  • Защита от перегрева и КЗ;
  • Поддержка всех протоколов;
  • Большой выбор программ;
  • Скорость работы.
  • Недостатки:

  • Не обнаружено.
  • Scan Tool Pro 2020 (Black Edition)

    Топ бюджетных диагностических сканеров возглавляет обновленная версия легендарного OBD2 адаптера Scan Tool Pro. Адаптер совместим со всеми моделями автомобилей, начиная с 1993 г.в. (бензиновые), и с 1996 г.в. (дизельные). Подключение к устройству осуществляется со смартфона или ПК, через беспроводные интерфейсы Bluetooth и Wi-Fi, работающих на операционных системах iOSAndroidWindows.

    Устройство работает на чипе STM32 и обновленной версии прошивки v1.5+, способно продиагностировать не только работу и поломки двигателя, но и всех узлов и агрегатов, отобразить показания всех имеющихся датчиков в реальном времени, реальный пробег автомобиля, vin код и многое другое. Вести учет и записывать данные каждой поездки с возможностью выгрузки и печати. Автосканер можно использовать в качестве бортового компьютера выводя данные по нужным датчикам прямо на экран вашего устройства – смартфона, планшета, пк или магнитолы работающей на android.

    В комплекте со сканером идет лицензированное программное обеспечение для всех типов устройств, благодаря которому обеспечивается 100%-я достоверность показаний. Весь софт русифицированный, расшифровка ошибок и показаний не вызовет дискомфорта. Так же в ПО указываются возможные причины и методы устранения неполадок для каждого кода ошибки.

    Производитель старается каждый год обновлять своё устройство, добавляя поддержку новых протоколов и улучшая базу элементов. Адаптер оснащен всеми современными видами защиты от перегрева и короткого замыкания, что позволяет не вынимать его из диагностического разъема, в режиме простоя переходит в энергосберегающий режим. Гарантия на сканер – от 12 месяцев на официальном сайте с возможностью продления до 4-х лет, так же расширенная гарантия включает в себя возможность обмена вашего адаптера на новую версию в момент её выхода.

    Преимущества:

  • Совместим с большинством моделей автомобилей после 1993 года;
  • Защита от вывода блока управления из строя;
  • Диагностика всех узлов и агрегатов автомобиля;
  • Русифицированное ПО;
  • Постоянная поддержка и обновление устройства;
  • Гарантия от 1 года.
  • Недостатки:

  • Легко нарваться на поддельное устройство.
  • Первичная диагностика Passat B5

    На Фольксваген Пассат Б3 произвести диагностику двигателя RP и считать коды неисправностей можно быстренько своими руками без какого либо дополнительного приспособления.

    И так чтобы считать коды неисправностей на Passat B3 Mono Jetronic нужно найти разъёмчик под кожухом возле ручки КПП, а затем замкнуть проводком один из контактов на массу (держать 5 сек.), определить ошибку двигателя или какого из датчиков, можно подсчитав моргания лампочки «чека».

    Перед проверкой желательно прогреть автомобиль. Производить считывание кодов неисправностей можно делать как на работающей так и на заглушенном двигателе. Код неисправности систем двигателя Пассат Б3 состоит из 4-х цифр.

    Коды неисправностей пассата

    Код неисправности систем двигателя Пассат Б3 состоит из 4-х цифр.

    Вот наиболее часто возникавшие диагностические коды и их расшифровка:

  • 0000 — Вывода кодов неисправностей завершён;
  • 1111 — Ошибка в ЭБУ;
  • 1232 — Проблемы с шаговым двигатель системы управления ХХ или его цепью;
  • 2121 — Неисправность клапана системы управления зажиганием;
  • 2122 — Нет сигнала тахометра;
  • 2212 — Датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;
  • 2312 — Датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепь;
  • 2322 — Датчик температуры воздуха или его цепь;
  • 2341 — Отсутствует управляющий сигнал от датчика кислорода;
  • 2342 — Датчик кислорода или его цепь;
  • 2343 — Настройка управления составом рабочей смеси, бедная смесь;
  • 4431 — Клапан управления холостым ходом или его цепь;
  • 4444 — Неисправности в системе отсутствую.
  • Моргания лампочки и определения диагностических кодов происходит по кругу.

    Самодиагностика систем электронного управления OBD

    В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует циклы обслуживания транспортного средства, обеспечивает возможность запоминания даже кратковременно возникающих в процессе работы сбоев и очистки блока памяти.
    Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики (OBD).

    Основным элементом системы является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления (ЕСМ), либо модулем управления функционированием силового агрегата (РСМ)

    ECM/РСМ является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных, и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, ECM/РСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя, и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива.
    Считывание данных памяти процессора OBD производится при помощи специального сканера, подключаемого к диагностическому разъему считывания базы данных (DLC) или с помощью вспомогательного светодиода, а также по кодам, высвечиваемым на дисплее автоматического КВ.

    Сведения о диагностических приборах

    Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра)
    Подключение мультиметра к разъемам блока управления двигателем посредством вспомогательного разветвителя

    Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 мОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, l-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.
    Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
    Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS и прочих могут применяться специальные диагностические сканеры или тестеры с определенным картриджем (если предусмотрен), универсальным кабелем и разъемом. Кроме того, для этой цели можно применить дорогостоящий специализированный автомобильный диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей (например, ADC2000 фирмы Launch HiTech ). Также, для этой цели можно применить сканеры и специализированные диагностические анализаторы, например FDS 2000, Bosch FSA 560 (www.bosch.de), KTS500 (0 684 400 500) или обычный персональный компьютер со специальным адаптером, кабелем (например, комплект 1 687 001 439) и установленной программой броузером OBD II.

    Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля Вы можете также скачать с сайта составителей настоящего Руководства arus.spb.ru.

    Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
    Необходимо провести несколько проверок на разных диагностических разъемах. В первую очередь произведите проверку скважности импульса.

    Диагностика электронных систем управления двигателем, впрыском и зажиганием, автоматическим кондиционером воздуха и ABS/ASR/ETS/ESP

    Схема расположения и конструкция диагностических разъемов

    Это интересно:  Замена лампы ближнего света Ниссан Жук (Nissan JUKE), фото и видео инструкция

    Расположение диагностических разъемов

    2 — 38-контактный разъем, если установлен
    3 — Место расположения разъема
    4 — 9-контактный разъем, если установлен

    9-контактный разъем для диагностики системы управления по значению скважности импульса, с помощью прибора для измерения т.н. длительности замкнутого состояния контактов прерывателя (dwell-meter)

    1 — Вывод TD коммутатора
    2 — Корпус
    3 — Вывод диагностики
    4 — Вывод 1 катушки зажигания

    5 — Вывод 15 катушки зажигания
    6 — Вывод +30
    7 и 9 — Выводы к датчику ВМТ
    8 — Экран

    Назначение контактов 38-контактного диагностического разъема

    38-контактный диагностический разъем для извлечения мигающих кодов

    Подключите провода согласно схеме. Провод, показанный прерывистой линией, подключается к определенному выводу для диагностики определенной системы (обратитесь к списку назначения контактов):
    К выводу 4 — для диагностики системы впрыска;
    К выводу 8 — для диагностики основного блока;
    К выводу 17 — для диагностики системы зажигания;
    К выводу 19 — для проверки блока диагностики.

    Клеммы разъема имеют следующее назначение:

    № вывода

    Назначение

    1 Масса, контур 31 (W12, W15, заземление электроники)
    2 Напряжение, контур 87
    3 Напряжение, контур 30
    4 EDS Система электронного впрыска (дизельные двигатели)
    DFI Впрыск топлива с электронным распределением (дизельные двигатели)
    IFI Последовательный электронный впрыск топлива (дизельные модели)
    HFM-SFI Система последовательного распределенного впрыска/зажигания HFM (двигатели 104)
    LH-SFI Система последовательного распределенного впрыска LH (двигатели 104, 119, 120 [прав.])
    ME-SFI Система последовательного распределенного впрыска ME (двигатели 119, 120 [прав.])
    5 LH-SFI Система последовательного распределенного впрыска LH (двигатели 120 [лев.])
    ME-SFI Система последовательного распределенного впрыска ME (двигатели 120 [лев.])
    6 ABS Система антиблокировки тормозов
    ETS Электронная антипробуксовочная система
    ASR Регулировка пробуксовки при акселерации
    ESP Программа электронной стабилизации
    7 ЕА Электронная акселерация
    СС/ISC Система управления скоростью/стабилизации оборотов холостого хода
    8 ВМ Базовый модуль
    BAS Тормозной ассистент
    9 ASD Автоматическая блокировка дифференциала
    10 ЕТС Электронное управление трансмиссией (АТ 722.6)
    11 ADS Адаптивная система амортизации
    12 SPS Чувствительная к скорости автомобиля система гидроусиления руля
    13 Сигнал TNA (бензиновые модели), двигатели LH-SFI
    Сигнал TN (бензиновые модели), двигатели HFM (ME)-SFI
    14 Сигнал, информации по скважности, двигатели 119, 120 LH-SFI (прав.)
    15 Сигнал, информации по скважности, двигатели 120 LH-SFI (лев.)
    IC Комбинация приборов
    16 A/C Система кондиционирования воздуха
    17 DI Система зажигания с распределителем, двигатели 104, 119 и 120 (прав.)
    Сигнал TD (временнуе разделение) (дизельные модели)
    Сигнал TN, двигатели LH-SFI
    18 DI Система зажигания с распределителем, двигатели LH-SFI
    19 DM Диагностический модуль
    20 PSE Пневматическое оборудование
    21 CF Комфорт
    23 АТА Противоугонная сигнализация
    24-27 Не используются
    28 PTS Система Parktronic
    29 Не используется
    30 АВ Подушки безопасности/натяжители ремней ETR (SRS)
    31 RCL Дистанционное управление единым замком
    32-33 Не используются
    34 CNS Система связи и навигации
    35-38 Не используется

    Расположение 16-контактного диагностического разъема (на моделях USA)

    Идентификация клемм 16-контактного диагностического разъема системы бортовой диагностики (на моделях USA)

    Клеммы разъема имеют следующее назначение:

    № вывода

    Назначение

    1
    2
    3 Сигнал TNA
    4 Соединение с корпусом, клемма 31
    5 Корпус — сигнальный вывод, клемма 31
    6 Шина данных CAN высокий уровень
    7 Электроника двигателя (ME)
    8 Питание, кл. 87
    9 Антипробуксовочная система (ETS)
    10
    11 Блок управления трансмиссией (ETC)
    12 Модуль активности (AAM — All Activity Module)
    13 Системы безопасности
    14 Шина данных CAN Низкий уровень
    15 IC приборная доска
    16 Плюс батареи через предохранитель. Под напряжением при любом положении замка зажигания, кл. 30

    Измерение скважности импульса

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Сначала проведите измерение скважности импульсов, характеризующих работу системы управления качеством смеси и ее неисправности, повторяющиеся при последних четырех запусках двигателя. Для этого потребуется прибор для измерения т.н. длительности замкнутого состояния контактов прерывателя (dwell-meter), тестер лямбда-зонда или цифровой мультиметр.
    2. Подключите + вывод прибора к 3-му контакту 9-контактного разъема а отрицательный к корпусу автомобиля.
    3. Запустите и прогрейте двигатель до рабочей температуры.
    4. Остановите двигатель и вновь включите зажигание. Снимите % показание прибора, и сравните с расшифровкой, указанной ниже. После запуска двигателя показания прибора должны измениться, в противном случае имеется неисправность.

    Считывание и удаление мигающих кодов

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Считывание кодов производится при помощи простой схемы из кнопочного выключателя и светодиода. В зависимости от типа диагностического разъема и системы, подвергаемой диагностике, подключите схему согласно иллюстрации. 7.1.5 Самодиагностика систем электронного управления OBD Volkswagen Passat B5
    2. Включите зажигание.
    3. Нажмите и удерживайте кнопку выключателя в течение 2-4 сек (или 5-6 сек на моделях с Bosch ECM -8/93) и отпустите ее. Через 2 сек светодиод выдаст код, значение которого равно количеству вспышек. Длительность вспышки 0.5 сек, интервал 1 сек. Идентифицируйте код по расшифровке, указанной ниже. Для считывания следующего кода вновь нажмите на кнопку. Для стирания этого кода нажмите на кнопку и удерживайте ее в течение 6-8 сек. (или 8-9 сек на моделях с Bosch ECM -8/93). Кроме того, на некоторых моделях, стирание кодов в памяти возможно при отключении отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
    4. Выключите зажигание и отключите схему для проверки.

    Контроллер сопряжения персонального компьютера с бортовой системой самодиагностики OBD II по протоколам стандартов SAE (PWM и VPW) и ISO 9141-2

    Контроллер не предназначен подключения к бортовым системам самодиагностики первого поколения (OBD I)!

    Стандарту VPW отвечают модели производства компании GM, PWM — Ford, ISO 9141-2 — азиатские и европейские модели.

    Общие данные

    Схема организации контроллера сопряжения с бортовой системой самодиагностики OBD II

    7.1.5 Самодиагностика систем электронного управления OBD Volkswagen Passat B5

    Рассматриваемое устройство представляет собой микроконтроллер, выполненный по технологии КМОП (CMOS). Устройство исполняет роль простейшего сканера и предназначено для считывания диагностических кодов и данных системы OBD II (обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, нагрузочные характеристики, расход поступающего в двигатель воздуха и т.п.) в рамках стандарта SAE J1979 через шину любого исполнения (PWM, VPW и ISO 9141-2).

    Основное предназначение

    Для подключения к компьютеру достаточно 3-жильного провода, подключение к диагностическому разъему осуществляется 6-жильным проводом. Напряжение питания подается на адаптер через 16-контактный диагностический разъем OBD.

    Рекомендации по применению

    Для подключения устройства к автомобилю может быть использован неэкранированный кабель, длиной не более 1.2 м, что имеет особое значение при использовании протокола PWM. При использовании кабеля большей длины следует уменьшить сопротивление резисторов на входе устройства (R8 и R9 или R15). При использовании экранированного кабеля, экран следует отключить с целью снижения емкости.
    Кабель для подключение к последовательному порту компьютера также может быть неэкранированным. Устройство стабильно работает с кабелем длиной до 9 м. При значительно большей длине кабеля следует использовать более мощный коммуникатор RS 232.
    Топология электрических соединений произвольна. При повышенной влажности применяйте дополнительные шунтирующие конденсаторы.
    Бесплатное программное обеспечение (броузер) для считывания кодов и данных может быть скачано с сайтов производителей, либо сайта нашего издательства arus.spb.ru и предназначено для использования под DOS. Незначительный размер программного приложения в варианте «под DOS» позволяет вместить его на загрузочную дискету DOS и использовать даже на компьютерах, оснащенных несовместимым с DOS программным обеспечением. Необязательным условием является даже наличие в компьютере жесткого диска.

    Общие принципы обмена данными

    Если противное не оговорено особо, все числа приведены в 16-ричном формате (hex).

    Обмен данными идет по трехпроводному последовательному соединению без применения инициализационного обмена служебными сообщениями (handshaking). Устройство прослушивает канал на наличие сообщений, выполняет принимаемые команды и передает результаты на персональный компьютер (PC), после чего немедленно возвращается в режим прослушивания. Входящие в контроллер и исходящие из него данные организованы в виде цепочки последовательно идущих друг за другом байтов, первый из которых является контрольным.
    Обычно контрольный байт представляет собой число от 0 до 15 dec (в десятичном исчислении) (или 0-F hex), описывающее количество следующих далее информационных байтов. Так, например, 3-байтная команда будет выглядеть следующим образом: 03 (контрольный байт), 1-й байт, 2-й байт, 3-й байт.
    Подобный формат используется как для входящих команд на опрос бортовой системы самодиагностики, так и для исходящих сообщений, содержащих запрошенную информацию.
    Следует заметить, что в контрольном байте используются лишь четыре младших бита, — старшие биты зарезервированы под некоторые специальные команды и могут быть использованы PC при инициализации соединения с контроллером и согласовании протокола передачи данных, а также контроллером для контроля ошибок передачи. В частности, в случае ошибки при передаче, контроллер производит установку старшего значащего бита (MSB) контрольного байта в единицу. При успешной передаче все четыре старших бита устанавливаются в ноль.

    Существуют отдельные исключения из правил использования контрольного байта.

    Инициализация контроллера и бортовой системы самодиагностики

    Для начала обмена данными PC должен произвести установку соединения с контроллером, затем инициализировать контроллер и канал данных OBD II.

    Установка соединения

    После подсоединения контроллера к PC и диагностическому разъему OBD должна быть произведена его инициализация с целью предотвращения «зависаний», связанных с шумами в последовательных линиях в случае если их подсоединение было произведено до включения питания контроллера. Одновременно производится простейшая проверка активности интерфейса. В первую очередь посылается однобайтовый сигнал 20 hex, воспринимаемый контроллером как команда на установку соединения. В ответ контроллер вместо контрольного высылает единственный байт FF hex (255 dec) и переходит в режим ожидания приема данных. Теперь PC может переходить к инициализации канала данных.

    Данный случай является одним из немногих, когда контролер не использует контрольный байт.

    Инициализация

    На данном этапе производится инициализация протокола, по которому будет производиться обмен данными, а в случае протокола ISO – инициализация бортовой системы. Обмен данными производится по одному из трех протоколов: VPW (General Motors), PWM (Ford) и ISO 9141-02 (азиатские/европейские производители).

    Существует множество исключений: так, например, при опросе некоторых моделей автомобилей Mazda может использоваться «фордовский» протокол PWM. Таким образом, при возникновении проблем передачи следует в первую очередь попытаться воспользоваться каким-либо другим протоколом.

    Выбор протокола производится передачей комбинации, состоящей из контрольного байта 41 hex и следующего непосредственно за ним байта, определяющего тип протокола: 0 = VPW, 1 = PWM, 2 = ISO 9141. Так, например, по команде 41 02 hex производится инициализация протокола ISO 9141.
    В ответ контроллер высылает контрольный байт и байт состояния. Установка MSB контрольного байта говорит о наличии проблем, при этом следующий за ним байт состояния будет содержать соответствующую информацию. При успешной инициализации высылается контрольный байт 01 hex, указывающий на то, что далее следует верификационный байт состояния. В случае протоколов VPW и PWM верификационный байт представляет собой простое эхо определяющего протокол байта (0 или 1, соответственно), при инициализации протокола ISO 9141 это будет цифровой ключ, возвращаемый бортовым процессором OBD и определяющий, какая именно из двух незначительно отличающихся друг от друга версий протокола будет использоваться.

    Цифровой ключ имеет чисто информационное назначение. Следует заметить, что инициализация протоколов VPW и PWM происходит значительно быстрее, так как требует лишь передачи соответствующей информации контроллеру.
    На моделях, отвечающих стандарту ISO, инициализация занимает порядка 5 секунд, затрачиваемых на информационный обмен адаптера с бортовым процессором, производимый со скоростью 5 бод.
    Следует обратить внимание читателя, что на некоторых моделях автомобилей семейства ISO 9141 инициализация протокола приостанавливается, если запрос на выдачу данных не будет передан в течение 5-секундного интервала, — сказанное означает, что PC должен производить автоматическую выдачу запросов каждые несколько секунд, даже в холостом режиме.

    После установки соединения и инициализации протокола начинается штатный обмен данными, состоящими из поступающих от PC запросов и выдаваемых адаптером ответов.

    Порядок обмена данными

    Функционирование контроллера при использовании протоколов семейства ISO 9141-2 и SAE (VPW и PWM) происходит по несколько различным сценариям.

    Обмен по протоколам SAE (VPW и PWM)

    При обмене данными по данным протоколам происходит буферизация лишь одного кадра данных, что означает необходимость конкретизации подлежащего захвату или возврату кадра. В некоторых (редких) случаях бортовой процессор может передавать пакеты, состоящие более чем из одного кадра. В такой ситуации запрос должен повторяться до тех пор, пока все кадры пакета не будут приняты.
    Запрос всегда формируется следующим образом: [Контрольный байт], [Запрос по стандарту SAE], [Номер кадра]. Как уже упоминалось выше, контрольный байт обычно представляет собой число, равное полному количеству следующих за ним байтов. Запрос оформляется в соответствии со спецификациями SAE J1950 и J1979 и состоит из заголовка (3 байта), последовательности информационных байтов и байта контроля ошибки (CRC). Заметим, что в то время как информация по запросу формируется в строгом соответствии со спецификациями SAE, потребителем контрольного байта и номера кадра является интерфейсный контроллер.
    При успешном завершении процедуры ответное сообщение всегда имеет следующий формат: [Контрольный байт], [Ответ по стандарту SAE]. Контрольный байт, как и ранее, определяет количество следующих за ним информационных байтов. Ответ в соответствии с требованиями стандарта SAE состоит из заголовка (3 байта), цепочки информационных байтов и байта CRC.
    При сбое высылается 2-байтное ответное сообщение : [Контрольный байт], [Байт состояния]. При этом в контрольном байте производится установка MSB. Четыре младших бита формируют число 001, свидетельствующее о том, что за контрольным следует единственный байт, — байт состояния. Данная ситуация может возникать достаточно часто, так как Спецификации допускают возможность невыдачи бортовым процессором данных, а также передачу неверных данных в случае, когда запрос не соответствует поддерживаемому производителями автомобиля стандарту. Возможна также ситуация, когда запрашиваемые данные отсутствуют в оперативной памяти процессора в текущий момент времени. Когда контроллер не получает ожидаемого ответа, или получает поврежденные данные, производится установка MSB контрольного байта, а следом за контрольным выдается байт состояния.
    При коллизиях в шине интерфейс вырабатывает единственный байт 40 hex, являющийся контрольным байтом с обнуленным младшим битом. Подобная ситуация может возникать достаточно часто при загрузке автомобильной шины сообщениями более высокого чем у диагностических данных приоритета, — вычислительное устройство должно повторить исходный запрос.

    Обмен по протоколам ISO 9141-2

    Стандарт ISO 9141-2 используется большинством азиатских и европейских производителей автомобильной техники. Структура формируемого PC запроса мало чем отличается от используемой в стандартах SAE, с той лишь разницей, что адаптер не нуждается в информации о номере кадра и соответствующие данные присутствовать в пакете не должны. Таким образом, запрос всегда состоит из контрольного байта и следующей за ним цепочки информационных байтов, включающих в себя контрольную сумму. В качестве ответного сообщения контроллер просто ретранслирует сформированные бортовым процессором сигналы. Контрольный байт в ответном сообщении отсутствует, поэтому PC воспринимает поступающую информацию непрерывным потоком до тех пор, пока цепочка не прерывается паузой в 55 миллисекунд, сообщающей о завершении информационного пакета. Таким образом, ответное сообщение может состоять из одного или более кадров в соответствии с требованиями спецификаций SAE J1979. Контроллер не производит анализ кадров, не отбрасывает недиагностические кадры и т.д. PC должен собственными силами производить обработку поступающих данных с целью вычленения отдельных кадров путем анализа заголовочных байтов.

    Ниже приведены основные отличия процесса передачи данных по протоколам SAE и ISO 9141, характерные для интерфейсных контроллеров последних версий, а также порядок передачи данных по протоколу ISO 14230:
       1) Стандарт ISO 9141: Добавлен адресный байт;
       2) Стандарт ISO 9141: Осуществляется возврат не одного, а обоих ключевых байтов; (дополнительный байт возвращается также в режимах SAE, однако здесь он не используется).
       3) Добавлена поддержка протокола ISO 14230.

    Установка соединения

    Порядок установки соединения не изменился:

    Отправка: 20
    Прием: FF

    Выбор протокола

    Протокол выбирается в следующим образом:

    VPW:
    Отправка: 41, 00
    Прием: 02, 01, XX
    PWM:
    Отправка: 41, 01
    Прием: 02, 01, XX
    ISO 9141:
    Отправка: 42, 02, adr, где: adr — адресный байт (обычно 33 hex)
    Прием: 02, К1, К2, где К1, К2 — ключевые байты ISO
    Или: 82, XX, XX (ошибка инициализации ISO 9141)
    ISO 14230 (быстрая инициализация):
    Отправка: 46, 03, R1, R2, R3, R4, R5, где: R1 ÷ R5 — сообщение о начале запроса ISO 14230 на установку соединения, обычно R1 ÷ R5 = С1, 33, F1, 81, 66
    Прием: S1, S2, ………, где S1, S2, ……… — сообщение о начале ответа ISO 14230 на установку соединения

    Могут передаваться последовательно более одного ECU. В качестве ответа может использоваться отрицательный код ответа.

    Типичный положительный ответ выглядит следующим образом:

    S1, S2, ……. = 83, F1, 10, С1, Е9, 8F, BD
    ISO 14230 (медленная инициализация):
    Аналогично ISO 9141

    Авто портал
    Adblock
    detector