Если перегорел предохранитель то может что то не работать



Сгорел предохранитель в машине: причины и рекомендации по диагностике

Предохранитель: что это?

По конфигурации различают два типа: ножевой и пальчиковый. Сейчас используется преимущественно ножевая конструкция, представляющая собой две ножки, объединенные с легкоплавким металлическим элементом пластиковым корпусом. На автомобилях старого образца устанавливались пальчиковые предохранительные устройства. Это полоса металла, заключенная между двумя контактами пластикового или керамического стержня (пальца).

Отличительной чертой цепи, защищенной предохранителем, является следующий факт: элемент вставляется в разрыв проводов одного полюса. Чаще предохранителем соединены плюсовые провода на участке АКБ-потребитель.

Почему предохранитель сгорает

Конструктивные особенности детали невольно наталкивают на одну мысль: что будет, если сила тока в цепи превысит максимальную. Тут-то и раскрывается защитная функция предохранителя: плавкий металл перегорает и цепь размыкается. При каких же обстоятельствах ампераж резко превышает допустимый? Собственно, перечень невелик:

  • Короткое замыкание в цепи. Замкнули обмотки электродвигателя отопителя или стартера, перетерся плюсовой провод и коснулся «массы» или перемкнул прикуриватель – сопротивление в цепи мгновенно падает, ток резко растет и предохранитель размыкает цепь до момента выхода из строя потребителя.
  • Превышение номинальной силы тока. Если номинал предохранителя меньше номинальной силы тока в цепи, то его перегорание неизбежно. Это может случится по ошибке: например, вместо 20А установлен 10А предохранительный элемент. Может и не по ошибке, например, когда неисправный реле-регулятор выдает в цепь больший ток.
  • Плохой контакт. Если контактные ножки предохранителя зафиксированы в гнезде неплотно, то от высокого сопротивления происходит перегрев детали с последующим оплавлением и выходом ее из строя.

Предохранительный элемент перегорел: что делать

Возобновлять работу цепи без выяснения причин сбоя нежелательно. Может это и вовсе не предохранитель, а машина подает все признаки, что аккумулятор полностью сел . Ежели это не так, то как минимум губительный ток вновь выведет из строя предохранитель, как максимум – добьет исполнительное электрооборудование. Первым делом необходимо сделать диагностику электроцепи, и мы расскажем как.

Подозрение №1 – короткое замыкание, поиск которого стоит начинать с визуального осмотра. Сомнительные локации – это места вероятного повреждения изоляции проводов. В этой категории сварочные соединения, незакрепленные и натянутые участки проводки. Нельзя исключать ошибки при сборке, а также соединения, ставящие под вопрос надежность передачи тока. Чтобы исключить таковые случаи – осмотрите соединительные колодки и наконечники проводов.


Визуальный осмотр не дал результатов? Воспользуемся мультиметром или контрольной лампой. Контрольные приборы подключаются в гнездо предохранителя, а по их показаниям судят о положении дел в цепи. Разница между кондиционной и короткозамкнутой электроцепью состоит в напряжении. Короткозамкнутая цепь имеет напряжение отличное от нуля, в то время как у исправной ветки, защищенной предохранителем, вольтаж равен нулю.

Это интересно:  Карбюратор для змз 4063

На этой простой разнице и основывается диагностика электроцепи:

  • Демонтировать предохранитель.
  • Соединить контакты гнезда под предохранительный элемент через лампу 12В или мультиметром (в режиме «постоянное напряжение»). Если лампа загорелась или прибор показал напряжение, отличное от нуля, то короткое замыкание имеет место быть.
  • Поочередно отсоединить все электрооборудование поврежденной цепи. Последовательно отсоединяем каждую из колодок, отвечающую за определенную единицу оборудования в электроцепи, до тех пор, пока лампа не погаснет или мультиметр не выдаст нулевое напряжение. Участок цепи, отсоединив который положение дел в цепи нормализовалось, считается дефектным. Дальнейшая работа по устранению неисправности ведется именно здесь.


Локализовав и устранив причину срабатывания защиты цепи, смело устанавливаем новый предохранитель и проверяем работоспособность ветки.

На заметку

В деле защиты электроцепи важен не только номинал предохранительного элемента. Не менее актуально и его качество как средства защиты. Все чаще встречаются бракованные изделия, которые обрывают цепь не мгновенно, а постепенно, позволяя критическому току некоторое время воздействовать на уязвимое электрооборудование.

Дельной рекомендацией на этот счет будет покупка изделий известных производителей, как то Bosch, Hella, CarPoint, SoundQuest. Не забывайте и проверять, для чего один элемент из упаковки подсоедините к полюсам аккумуляторной батареи. Мгновенный обрыв свидетельствует о высоком качестве изделия. Плавящийся корпус указывает на несовершенство конструкции, от таких деталей лучше отказаться.

Источник

Как определить, что в автомобиле сгорел предохранитель?

С ситуацией, когда в машине сгорел предохранитель и не работает часть электрического оборудования, сталкивался каждый владелец машины. Усложнение конструкции машины привело к внедрению дополнительных электронных элементов, связанных между собой. Плавкие вставки, расположенные в моторном отсеке и салоне, обесточивают цепи при коротких замыканиях, предотвращая пожар или повреждение дорогостоящих компонентов.

Основные причины выхода предохранителей из строя

Распространенные причины срабатывания плавких вставок:

  • нарушение контакта при движении по неровным дорогам вызывает скачки тока в цепи, что приводит к сгоранию перемычки;
  • использование низкокачественных предохранителей, которые выпадают из посадочных гнезд и отключают часть потребителей от бортовой сети;
  • подключение оборудования с чрезмерной мощностью;
  • короткие замыкания, возникшие из-за неисправностей потребителей или проводки;
  • установка плавкой вставки с пониженным номиналом, не рассчитанным на номинальную нагрузку.

На ряде автомобилей предусмотрена защита электрических цепей блоками управления. При повышении силы тока в память контроллера заносится ошибка, включить прибор невозможно, но плавкий предохранитель будет исправен. Например, на машинах концерна VAG предусмотрена двойная защита насоса подачи омывающей жидкости. При коротком замыкании сгорит плавкая вставка, но при попытке включить помпу с замерзшей водой в бачке в память контроллера запишется ошибка. Восстановить работоспособность оборудования можно путем отключения аккумулятора на 10-15 минут.

Как сказывается на работе авто сгорание предохранителя?

При выходе из строя предохранителя отключается часть электрического оборудования автомобиля. Проблема усугубляется при перегорании элементов с повышенным номиналом, установленных в блоке под капотом машины. В этом случае обесточивается большинство цепей, поддерживающих работу двигателя, трансмиссии и внешнего освещения. Водителю необходимо осмотреть вставки, найти вышедший из строя элемент, устранить причину поломки и вставить новый предохранитель в гнездо.

Это интересно:  Как ускорить ваз 21099 карбюратор

Визуальный осмотр предохранителя

Стандартный ножевой предохранитель имеет корпус из прозрачного пластика, позволяющего видеть состояние перемычки. Для проверки необходимо заглушить двигатель, открыть крышку коробки и специальными щипцами вынуть элемент из монтажного гнезда. Если металлическая перемычка имеет разрыв, то потребуется установить новую вставку. Для дополнительного контроля на торце вставки имеется прямоугольное окно, через которое видна проволока. При выходе предохранителя из строя на перемычке будет виден зазор.

На элементах цилиндрического типа пластина между контактами вынесена на боковую часть. При коротком замыкании материал плавится, и точка разрыва хорошо видна на вынутом элементе.

Не допускается оплавление корпуса, поскольку уменьшение длины приводит к нарушению контакта и разрыву цепи (перемычка при этом будет целой).

Как проверить предохранитель мультиметром?

Если осмотр производится в условиях плохой видимости, то определить сгоревший предохранитель сложно. Проблема возникает и при проверке элементов с корпусами из матового пластика. Кроме того, перемычка может сгореть около ножки, при осмотре обнаружить дефект сложно. В этом случае необходимо использовать тестовый прибор (мультиметр), позволяющий проверить деталь по напряжению или по сопротивлению.

При отсутствии тестового прибора для проверки используют батарейку с припаянными проводами и патроном с лампочкой. Оголенные концы кабелей подключают к контактам предохранителя, если перемычка цела, то лампа будет гореть. При изготовлении самодельного устройства учитывают соответствие напряжения элемента питания и характеристик лампочки.

Проверка по напряжению

  1. Переключить тестовый прибор в режим замера напряжения.
  2. Запустить двигатель либо активировать зажигание, а затем включить питание приборов, подключенных к цепи с вышедшим из строя предохранителем.
  3. Подсоединить отрицательный щуп прибора к минусовой клемме батареи или любой металлической детали без окраски, имеющей контакт с кузовом.
  4. Поочередно приложить положительный щуп ко входу и выходу предохранителя. Если питание отсутствует, то следует установить новый элемент, а затем проверить работу потребителей. Если восстановить работоспособность не удалось, то понадобится проконтролировать целостность жгутов проводки на участках до и после предохранителя. Проблема может возникать при обрыве кабеля или разрушении жилы в результате силового воздействия или коррозии.

Иногда сгоревший предохранитель выглядит как целый, в этом случае можно проверить целостность перемычки «прозвонкой». Для выполнения работы следует переключить тестовый прибор в соответствующий режим и приложить щупы к металлическим контактам плавкой вставки. Если цепь замкнута, то мультиметр подаст звуковой сигнал, при обрыве сигнала не будет. На верхней части ножевого предохранителя имеются 2 окна для быстрой проверки состояния перемычки тестовым прибором, достаточно подключить щупы и мультиметр покажет состояние плавкой вставки.

Проверка по сопротивлению

Проверка по сопротивлению является аналогом «прозвонки», но тестовый прибор переводят в режим омметра. Затем прикладывают щупы к металлическим выводам защитного элемента и смотрят на индикацию.

Если сопротивление цепи равно нулю, то ток не проходит через перемычку из-за обрыва. При коммутации исправного предохранителя на экране отобразится номинальное сопротивление элемента.

Рекомендации по замене

Основные советы по установке нового предохранителя:

  1. Работы по замене следует проводить на автомобиле с отключенным зажиганием.
  2. Перед проведением обслуживания и ремонта электрической системы автомобиля необходимо убедиться в наличии запасных предохранителей. Элементы могут находиться в специальных гнездах на крышках распределительной коробки или устанавливаться в резервные гнезда в блоках. При подборе запасных частей следует выбирать изделия с указанным местом производства. Номинал вставки определяется по цвету пластика, дополнительная информация о допустимой силе тока наносится краской на верхней части ножевого элемента.
  3. Для извлечения цилиндрических вставок не требуется инструмент, элемент вытягивается пальцами из пружинных контактов. Для снятия ножевого предохранителя следует использовать штатные пластиковые щипцы, уложенные в распределительной коробке или закрепленные на крышке. Запрещается резко дергать элемент или вытягивать под углом, при разрушении корпуса вынуть остатки ножек сложно. Водителю понадобятся щипцы с тонкими губками, которые могут отсутствовать в наборе инструмента.
  4. Перед установкой нового элемента следует осмотреть посадочное гнездо, на металлических контактах не должны просматриваться следы окисления или нагара. В противном случае необходимо зачистить поверхности мелкой наждачной бумагой, при наличии глубоких повреждений понадобится установить новые контактные пластины в условиях сервиса.
  5. Следует устанавливать предохранитель с номиналом, указанным производителем автомобиля. Информация имеется в инструкции по эксплуатации и на крышке монтажного блока. Не следует использовать вставки, рассчитанные на повышенную мощность, поскольку проводка не выдержит нагрузку и оплавится. Разрушенная изоляция приведет к короткому замыканию и пожару. Запрещено применять самодельные элементы (например, свернутые из проволоки или алюминиевой фольги), не обеспечивающие защиту электрических цепей.
  6. Перед установкой нового предохранителя следует точно определить гнездо для элемента. На монтажной плате коробки нанесены цифры, расшифровка назначения плавких вставок имеется на крышке. Следует учитывать, что часть гнезд являются резервными, контакты не подключены к бортовой сети автомобиля.
  7. Если вставка сгорела на загородной трассе и в наличии отсутствует предохранитель с требуемым номиналом, то необходимо установить элемент, рассчитанный на сниженную мощность. Не следует включать все потребители, после приезда до места назначения понадобится приобрести и смонтировать вставку, соответствующую требованиям изготовителя автомобиля.
  8. Если новый защитный элемент сгорает сразу после установки или подключения нагрузки, то следует проверить цепь и найти причину неисправности. Пытаться экспериментальным путем подобрать вставку с повышенным номиналом запрещено.
  9. Если в монтажной коробке имеются следы воздействия повышенной температуры (деформации, запах гари), то следует выяснить причину перегрева. Дальнейшая эксплуатация приведет к возгоранию или повреждению электрических приборов.
  10. После установки нового предохранителя следует убрать щипцы в штатное гнездо и плотно закрыть крышку распределительного блока. Если были использованы элементы из аварийного резерва, то следует пополнить запас. Рекомендуется возить комплект предохранителей в перчаточном ящике, детали не занимают места, но могут потребоваться для ремонта машины.
Это интересно:  На ваз 2110 установлен карбюратор

Процедура замены не требует специальных знаний и навыков. Владельцу автомобиля необходимо знать места установки монтажных коробок и назначение предохранителей. Если водитель не уверен в собственных силах, то рекомендуется добраться до ближайшего сервиса и произвести замену силами наемного мастера.

Источник

Ссылка на основную публикацию