Можно ли запаять алюминиевый радиатор кондиционера автомобиля оловом



Радиатор алюминиевый как запаять: пошаговая инструкция и рекомендации

Большинство современных автомобилей оснащаются алюминиевыми радиаторами охлаждения. Этот металл обладает небольшим весом, неплохими антикоррозионными свойствами, а также имеет отличную теплопроводность. Кроме того, он существенно дешевле меди и латуни, из которых радиаторы изготавливались ранее.

Однако есть у алюминия и недостаток. Если медный (латунный) теплообменник в случае его повреждения можно было без особых проблем починить самому, запаяв проблемный участок привычным способом, то с алюминиевым радиатором подобный номер не пройдет. Все дело в химических особенностях этого металла. Но ничего невозможного нет. В этой статье мы рассмотрим, почему течет радиатор алюминиевый, как запаять проблемную зону и какие средства для этого потребуются.

О некоторых особенностях алюминия

Для изготовления автомобильных теплообменников этот металл был выбран неслучайно. Дело в том, что алюминий и большинство его сплавов имеют оксидную пленку, образующую природный барьер, защищающий от коррозии. Эта пленка обладает высокой температурной и химической устойчивостью. Она активно противостоит обычным флюсам и препятствует нанесению припоя. Разрушить ее можно лишь при помощи механической обработки поверхности и специальных смесей. Именно поэтому сложно восстановить радиатор алюминиевый. Как запаять и, самое главное, как подготовить его к этой процедуре, мы поговорим немного позже, а сейчас давайте рассмотрим основные причины, по которым чаще всего теплообменник выходит из строя.

Основная неисправность

Несмотря на хрупкость конструкции, радиатор может служить годами. Его главными врагами являются некачественная охлаждающая жидкость и посторонние предметы, способные вызвать механическое повреждение. Тосол или антифриз сами по себе не являются слишком активными веществами, способными разрушить защитную оксидную пленку, да и в реакцию с чистым алюминием практически не вступают. Но если охлаждающая жидкость не соответствует предусмотренным химическим стандартам, она способствует коррозионным процессам, в результате чего стенки сот устройства постепенно разрушаются.

Механические повреждения радиатора чаще всего возникают при дорожно-транспортных происшествиях, наезде на бордюры, пни и т.д. Кроме этого, устройство может быть случайно повреждено и во время ремонта автомобиля. В любом случае результат один – течь из пробитой соты. Размер пробоины определяет возможность ремонта. Если теплообменник сильно не пострадал, а размер проблемной зоны составляет несколько квадратных сантиметров, его можно попытаться восстановить. Другого варианта починить радиатор алюминиевый (как запаять его — разберемся далее) не существует.

С чего начать

Ремонт теплообменника начинаем с того, что сливаем охлаждающую жидкость и снимаем устройство с автомобиля. Далее его необходимо промыть чистой проточной водой и высушить. Если повреждения радиатора видимые, и вы уверены, что за их исключением устройство целое, можно приступать к подготовке проблемной зоны к ремонту. Но если точное месторасположение пробоины (трещины) неизвестно или известно примерно, перед тем как запаять алюминиевый радиатор , потребуется более детальная проверка.

Для ее осуществления нам потребуется большая емкость с водой (можно использовать ванну), компрессор или насос. Метод поиска места повреждения аналогичен тому, при помощи которого ищут место прокола шины. Только здесь нам потребуется закрыть крышку устройства, а также все патрубки, кроме одного (самого тонкого). Погружаем устройство в воду и подаем в него воздух при помощи компрессора или насоса. Выходящие пузырьки воздуха укажут на точное расположение места повреждения.

Как и чем запаять или заклеить алюминиевый радиатор

Переходим к следующему этапу. Найдя проблемную зону и оценив масштаб будущей работы, самое время подумать о том, как подготовить к ремонту радиатор алюминиевый, как запаять его правильно и какие средства и инструменты для этого потребуются. Сразу обозначим, что починить автомобильный теплообменник при помощи бытового паяльника и канифоли не получится. Здесь нужны:

  • мощный паяльник;
  • специальный флюс или плавень;
  • припой особого состава;
  • пассатижи;
  • набор надфилей;
  • наждачная бумага;
  • ацетон.
Это интересно:  Подсоединение алюминиевых радиаторов отопления к полипропиленовым трубам

Рассмотрим более детально основные инструменты и средства.

Паяльник

Что касается паяльника, он должен обладать мощностью не менее 250 Вт. Только таким инструментом можно как следует прогреть поверхность металла, для того чтобы он мог удачно соединиться с припоем. Можно также использовать паяльники, которые нагреваются при помощи открытого огня. Но лучший вариант – это небольшая газовая горелка (паяльная лампа), работающая на смеси пропана с бутаном. Она без проблем прогреет обрабатываемый участок и расплавит любой припой.

Перед тем как паять радиатор , придется позаботиться и о флюсе. Именно он обеспечивает надежное соединение припоя и ремонтируемой металлической поверхности. Флюс можно либо купить либо изготовить самостоятельно. Приобрести его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже радиодеталей. На упаковках российских флюсов, предназначенных для пайки алюминия, обычно имеется соответствующая надпись. Также их название может содержать маркировку Ф-59А, Ф-61А, 34А и др.

Как запаять радиатор автомобиля в домашних условиях , не покупая флюс? Можно ли его сделать самостоятельно? Да, флюс можно приготовить своими руками. Он, конечно, не будет обладать такими же свойствами, как заводской, но со своей задачей справится. Для его изготовления потребуется всего два ингредиента: канифоль и железные опилки.

Чтобы получить более прочное соединение припоя и металла, можно изготовить так называемый плавень. Для этого необходимо смешать следующие вещества в таких пропорциях:

  • калий хлористый – 56%;
  • литий хлористый – 23%;
  • криолит – 10%;
  • крупная пищевая соль – 7%;
  • натрий сернокислый – 4 %.

Ингредиенты нужно измельчить, смешать и ссыпать в герметичную стеклянную посуду. Хранят плавень в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.

Припой

Использовать оловянно-свинцовые припои для пайки алюминия не рекомендуется. И дело здесь не в их составе или прочности. Дело в том, что они не в состоянии обеспечить надлежащую антикоррозионную защиту соединения. Если вы все же решили использовать обычный припой, то перед тем как запаять алюминиевый радиатор, вам придется позаботиться о приобретении специального лака, который впоследствии будет защищать отремонтированный участок от коррозии.

Но лучше сразу купить специальный припой, предназначенный именно для этого металла. Сегодня в продаже можно найти множество составов для пайки алюминия, содержащих серебро, медь, цинк, кремний и т.п. Из недорогих припоев российского производства можно отметить такие смеси, как ЦОП-40 (олово – 60%, цинк – 40%) и 34-А (алюминий – 66%, медь – 28%, кремний – 6%). Процентное содержание цинка в припое определяет прочность соединения и антикоррозионную стойкость. Иными словами, чем его больше, тем лучше.

Как запаять алюминиевый радиатор автомобиля своими руками

Переходим к процессу пайки. Сначала проблемный участок тщательно зачищается надфилем и наждачной бумагой. Если на нем расположены ламели, их нужно аккуратно удалить пассатижами. Дальше место ремонта обезжиривается при помощи ацетона.

Когда подготовка к пайке будет закончена, можно наносить флюс. После этого начинаем прогревать место соединения. Если вы используете газовую горелку или паяльную лампу, следите за тем, чтобы флюс не выгорел раньше времени. Паяльником его наносить проще. Достаточно обмакнуть его рабочий элемент в смесь и перенести ее на обрабатываемую поверхность.

Теперь пришло время нанесения припоя. Лучше, если он будет в виде прутка или проволоки. Припой прикладывается к месту соединения и тщательно прогревается паяльником (горелкой). Когда он равномерно растечется, необходимо дать ему остыть, после чего желательно нанести второй (страховочный) слой. По окончании работ образовавшиеся наплывы можно убрать при помощи наждачной бумаги.

Это интересно:  Калина предохранитель на подсветку панели приборов на

Источник

Правила пайки алюминиевого радиатора

В современных автомобилях производители устанавливают несколько теплообменников, интегрированных в систему отопления, охлаждения, автоматическую коробку передач и гидроусилитель руля. Сейчас радиаторы изготавливают преимущественно из алюминия. Металл мало весит, устойчив к развитию коррозии. На его поверхности образуется оксидная пленка. Она снижает адгезию, поэтому обычный припой не держится и быстро отходит. Но есть рабочие способы устранения повреждений. В статье речь пойдет о том, как запаять алюминиевый радиатор так, чтобы восстановить герметичность как минимум на 2 года.

Определение места протечки

Если трещину в теплообменнике видно невооруженным взглядом, то впору искать новую деталь, а не заниматься ремонтом. Обычно дефекты слишком малы, из сложно отыскать. Допустим, водитель еще до момента демонтажа радиатора увидел место, из которого вытекает антифриз. Но где гарантия, что это единственная пробоина? Чтобы определить локализацию пробоя в домашних условиях, нужно использовать метод, который применяли при поиске прокола резиновой автомобильной камеры.

Первым делом следует заглушить все отверстия в радиаторе, оставить только то, что с самым маленьким диаметром. Потом необходимо подключить к отверстию насос или компрессор для нагнетания воздуха. Затем нужно взять емкость, в которой теплообменник скроется весь, и наполнить водой. Если нажать на ручку насоса, из пробоины пойдут пузырьки воздуха. В месте их выхода и находится трещина.

Технологии ремонта

Бывают ситуации, когда под рукой нет нужных инструментов и материалов, а отправляться в дорогу нужно немедленно. На этот случай есть довольно быстрые способы для восстановления герметичности теплообменника. Правда, их результат не отличается долговечностью. Если позволяет время, лучше «заморочиться» и подойти к делу основательно. Тогда радиатор прослужит долгие годы. Вот список технологий по убыванию эффективности:

Справляется с дефектами любых размеров, к которым есть доступ

Пайка горелкой или паяльником

Подходит для исправления сколов и трещин не шире 1 мм

Хороша для миниатюрных пробоин, если к ним сложно подобраться

С горелкой можно управиться своими руками. Главное — выбрать правильный припой и флюс. Сварка аргоном требует покупки дорогого оборудования. Поэтому дешевле обратиться в ближайший автосервис. Это позволит сэкономить время и деньги. Химические составы на основе эпоксидной смолы легко восстанавливают герметичность, но хватает их на короткое время.

Пайка

Для работы понадобится газовая горелка или мощный электрический паяльник. Технология позволяет заделать отверстия и трещины шириной не более 2 мм. Стойкость результата зависит от флюса и припоя. Главная проблема — оксидная пленка на поверхности радиатора. Она не дает расплавленному металлу прочно соединяться с алюминием. Традиционные материалы вряд ли справятся с задачей. Но есть профессиональная продукция серии 190 от компании Castolin.

Бренд появился на рынке в 1906 году в швейцарском городе Лозанна. Его сотрудники остаются признанными мировыми лидерами в области соединения металлов. Вот какие материалы для пайки выпускает Castolin:

Пруток с флюсом

Пруток с флюсом

Пруток с флюсом

По мнению опытных мастеров, применение продукции бренда Castolin позволяет обеспечить прочность пайки сроком на 5-10 лет. Флюс в сочетании с припоем моментально растворяет оксидную пленку. Правда, есть один минус. Паяльник не подойдет для работы. Вместо него нужно использовать горелку с ацетиленовым или пропановым пламенем.

Есть альтернативные составы, способные справиться с герметизацией теплообменника. Например, припой HTS-2000. Он считается аналогом продукции Castolin с индексом 192 FBK. Еще можно использовать офлюсованный припой Filalu 1192 NC французского производства.

Миниатюрные пластины деформируются чаще. Достаточно случайно зацепить радиатор гаечным ключом во время ремонта машины. Соты получают пробоину. Временный вариант заделки дефектов прост. Нужно загнуть край пассатижами, как тюбик от зубной пасты. Эффекта хватит на несколько месяцев. Но потом придется заниматься пайкой. Кроме эталонных материалов с высокой ценой есть те, что проще достать. Краткий список:

  1. Термитный карандаш. Способен справиться с мелкими разрывами и пробоинами. Достаточно поджечь с одного края. Капли заделают дефект.
  2. Железно-канифольный флюс. Металлическая стружка, смешанная с канифолью в пропорции 1:2 или фабричные составы марки ПОС-60.
  3. Припой с маслом. Щелочное ружейное масло используют вместе с припоями для алюминия П350А, П250А, П150А. Подойдет и минеральная смазка.
Это интересно:  Замена радиатора печки на шаране 2002

Чтобы пайка не отвалилась, можно предварительно омеднить поверхность. Это улучшит адгезию и уберет оксидную пленку. Сначала нужно приготовить жидкость. В 200 мл воды добавляют 50 гр порошка медного купороса и перемешивают. Затем в раствор заливают 50 мл аккумуляторного электролита. Состав наносят на алюминиевые соты и дают высохнуть в течение 15-30 минут.

Трубки

Массивные трубки теплообменника в авто получают повреждения реже. Причиной тому служит относительно высокая толщина металла. Канифоль вряд ли обеспечит хорошую адгезию Потому следует приготовить самодельный плавень. Понадобится 56 % хлористого калия, 23 % хлористого лития, 10 % криолита, 4 % сернокислого натрия и 7 % поваренной соли. Ингредиенты нужно тщательно перемешать. Получится достойный флюс. Процесс пайки выполняют по шагам:

  • очищают место появления дефекта металлической щеткой;
  • смачивают рабочую зону малым количества обезжиривателя;
  • прогревают радиатор с помощью паяльника или горелки;
  • наносят на алюминий флюс и расплавляют его полностью;
  • запаивают проблемную зону с помощью припоя.

После окончания работ остается проверить герметичность теплообменника. В него заливают воду и подают давление с помощью компрессора или насоса. Если протечек нет, значит можно устанавливать радиатор на место и заполнять систему охлаждения новым антифризом.

Аргонодуговая сварка

Для ремонта используют технологию TIG – Tungsten Inert Gas. Если говорить простыми словами, это ручная дуговая сварка. Ключевая особенность состоит в том, что процесс протекает под защитой инертного газа аргона. Поэтому поверхность алюминия не перегревается. Таким образом можно запаять трещины любых размеров и диаметров. Главное, чтобы к месту появления дефекта был прямой доступ.

Сварку можно выполнить в домашних условиях, если под рукой есть аппарат и электроды. В противном случае придется обращаться к знакомым сварщикам или ехать в технический центр, где опытные мастера быстро заделают пробоину или трещину. Если все сделано правильно, радиатор поработает без протечек как минимум 6 лет.

Холодная сварка

Химический метод отличается высокой скоростью заделки дефектов теплообменника. Но есть и ложка дегтя — недолговечность. Если все делать своими руками, то не понадобится специальное оборудование. Все, что нужно — двухкомпонентный состав. Его называют холодной сваркой. Основой служат полиэфирные или эпоксидные смолы. Металлические наполнители делают место заклейки прочным. «Химия» не взаимодействует с алюминием. Но за счет хорошей адгезии держится на любых поверхностях.

Перед началом работ места с дефектами нужно зачистить, потом обезжирить с помощью ацетона или другого аналогичного средства. Дальнейшие действия просты:

  • смешать компоненты холодной сварки;
  • тщательно промазать трещину, пробой;
  • дождаться полной полимеризации.

Сроки ожидания зависят от характеристик состава. Некоторые сохнут за пару часов, а остальным потребуются сутки для полного отверждения. Чтобы увеличить шансы на успех, следует использовать армирующие материалы. Они придадут прочности. Лучше всего с задачей справится сетка из композитов наподобие стекловолокна.

Выводы

Если радиатор потек без видимых механических повреждений, значит в системе охлаждения или отопления создается повышенное давление. Это может происходить из-за завоздушивания каналов и патрубков. Другая возможная причина — неисправность клапана пробки расширительного бачка. Чтобы не пришлось снова заниматься пайкой, нужно устранить неисправности.

Когда предстоит дальняя поездка, лучше захватить с собой лишнюю канистру тосола. Запас антифриза поможет пережить утечку жидкости без ущерба для мотора машины. Но перед выездом лучше почистить радиатор изнутри, чтобы избавиться от окислов и накипи.

Источник

Ссылка на основную публикацию