Как правильно продувать радиатор



Содержание

Разбираемся, как продуть батарею отопления

Многие при подготовке к отопительному сезону предпочитают самостоятельно выполнять все профилактические работы. Самый важный этап в этом деле — проверка обогревательных приборов на предмет выявления неполадок. Целесообразно их устранить заранее. Но для этого нужно знать, как самостоятельно продуть батарею отопления, прочистив ее изнутри.

Почему плохо греют батареи?

Во время отопительного сезона у многих радиаторы греют не очень сильно, поэтому в помещении холодно и некомфортно. Причин такого явления может быть несколько.

Первая — банально в батарее скопился воздух. На это указывает характерный звук, похожий на бульканье. Радиатор частично становится холодным из-за недостаточной циркуляции теплоносителя. В такой ситуации продуть батарею очень просто. Если установлен алюминиевый радиатор, на котором есть термостат, достаточно его полностью открыть и стравить воздух. Если термостата нет, открывают кран Маевского или заглушку.

При открывании через отверстие воздух вырвется наружу с сильным шипением. Его необходимо стравливать, пока он весь не выйдет, и не польется вода. Равномерная ее струя укажет на то, что воздушная пробка ликвидирована, и радиатор можно эксплуатировать в нормальном режиме. На чугунных радиаторах для стравливания воздуха используются специальные краны.

Второй причиной плохой циркуляции теплоносителя становится не воздух, а плотная пробка из накипи и крупных частичек, которые курсируют по системе отопления вместе с горячей водой. Специалисты обращают внимание на то, что даже миллиметровая толщина отложений накипи снижает теплоотдачу батареи на 15%. Поэтому желательно перед началом каждого сезона продуть систему и сделать это правильно.

Как понять, что причиной неэффективной работы отопительных приборов в квартире является скопившаяся накипь? Нужно обратить внимание на следующие признаки:

  1. Стенки покрылись накипью, если стояк горячее радиатора.
  2. Пощупайте радиаторы во всех комнатах в квартире. Разная интенсивность их нагрева — повод для «лечения».
  3. Неравномерный прогрев секций одной батареи.

Какие методы существуют для устранения подобных проблем?

Методы прочистки

Самостоятельная продувка вполне возможна, при этом существует несколько методов:

  • Гидравлическая продувка.
  • Индивидуальная прочистка.
  • Прочистка при помощи кальцинированной соды.
  • Пневмогидроимпульсивная промывка.
  • Химический метод.

Чем они отличаются друг от друга? Оборудованием, которое используется для выполнения операции.

Гидравлическая продувка

Гидравлическая продувка отопления — самый эффективный, но и самый дорогой метод прочистки батареи. При этом в стояки при помощи компрессоров подают смесь, состоящую из сжатого воздуха и воды. Высокое давление позволяет нагнетать среду, которая провоцирует отслоение налета и накипи, осевших на внутренних стенках батарей.

Для чугунных радиаторов это самая эффективная прочистка. Она не требует применения опасных химикатов, поэтому ее можно назвать экологически безопасной. Но чтобы осуществить гидравлическую продувку, необходимо отсоединить батареи и отвести их в специальный сервисный центр, где есть компрессорное оборудование.

Специалисты для ускорения отслаивания накипи используют размягчающие средства. После процедуры выполняется промывка радиатора обычной водой, после чего он становится чистым.

Индивидуальная прочистка

Применять гидравлическую прочистку имеет смысл, если в многоквартирном доме все соседи одновременно хотят участвовать в подобной профилактической работе. В противном случае при запуске системы отопления прочищенные батареи очень быстро забьются заново, и все траты будут напрасными. Если нужно решить проблему локально, то есть в одной квартире, лучше выбрать другой метод — индивидуальную промывку.

Сначала радиатор снимается и относится в ванную комнату. Предварительно стоит ванну полностью закрыть тряпками. Так эмаль сохранится и не повредится при промывке радиаторов. На слив целесообразно установить сетку. Она предотвратит образование канализационного засора.

Промывается батарея довольно просто. В один ее конец вливается при помощи шланга горячая вода, и периодически прибор переворачивается. Полезно просунуть в тело батареи проволоку или любое другое подручное средство и им попытаться очистить внутреннюю накипь. Процедуру можно прекращать тогда, когда из противоположного конца пойдет чистая вода.

Это интересно:  Где находятся предохранители на niva chevrolet

Прочистка при помощи кальцинированной соды

Прочистка кальцинированной содой мало чем отличается от вышеописанного способа. Разница лишь одна — в горячую воду, которую необходимо залить в радиатор, добавляют соду. Противоположный конец батареи закрывают и дают раствору немного постоять внутри радиаторов.

Сода размягчает налет. Но чтобы достичь максимального результата, целесообразно постучать по всей поверхности прибора молотком из дерева. Затем можно сливать воду. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока из радиатора не польется чистая вода.

Обратите внимание! Вместо соды можно использовать молочную сыворотку или специальный очиститель для прочистки автомобильного радиатора.

Пневмогидроимпульсивная промывка

Данный вид прочистки осуществляется при помощи специального пистолета. Им можно чистить радиаторы, диаметр сечения секций которых составляет не более 15 см. Пистолетом можно удалить накипь на расстоянии 50 м и сделать точечную прочистку, не демонтируя радиатора.

Нужно ли приобретать профессиональное оборудование для прочистки?

Решая, нужно ли приобретать профессиональное оборудование для прочистки батарей, необходимо руководствоваться личными потребностями. С одной стороны, описываемая работа — разовое мероприятие, которое осуществляется раз в год. Поэтому есть смысл обратиться в соответствующую сервисную службу.

Если есть желание купить компрессорную установку и пользоваться ею самостоятельно, экономя на вызове специалистов, можно приобрести компрессор для прокачки воды в специализированном сантехническом магазине. А чтобы она работала эффективно, необходимо при покупке обращать внимание на такие технические параметры установки, как рабочее давление, объем потребления воды, возможность настраивать импульсы подачи воды и использовать средства для внутренней дезинфекции.

Метод химической очистки

Во многих квартирах качество системы теплоснабжения оставляет желать лучшего. И трубы, и радиаторы уже давно забились накипью, устранить которую описанными выше методами невозможно. Что делать в такой ситуации? Использовать химическую очистку. В чем она заключается?

Химикаты качественно и быстро справляются с обозначенной проблемой. Химикаты — это органические кислоты, композитные растворы, щелочи или растворители. Работать с ними нужно крайне осторожно, сохраняя руки и дыхательные пути, поскольку все эти вещества токсичны.

Обратите внимание! Химический метод очистки нельзя использовать для алюминиевого радиатора, что может привести к нарушению герметичности прибора. Зато прочистка химикатами эффективна для чугунных радиаторов.

Для того чтобы осуществить химическую прочистку, необходимо использовать специальное оборудование — шланги, насосы, емкости и химические смеси.

Обобщение по теме

Во время эксплуатации любой системы отопления на внутренних стенках металлических элементов образуется накипь, от которой необходимо периодически избавляться. В противном случае в разы ускоряется механический износ отопительного прибора, и падает эффективность обогрева. Избежать всего этого помогает прочистка батарей, которую можно осуществить несколькими методами.

Разбираемся, как подключить батарею отопления в квартире

Виды обвязки, или как правильно подсоединить батарею отопления

Отопление дома посредством электрической энергии

Как заменить батарею отопления с помощью газосварки

Как выбрать батарею отопления для собственного дома?

Источник

Как спустить воздух с батареи отопления

Воздух, скопившийся в системе отопления, перекрывает поток теплоносителя. Чтобы избавиться от воздушных пробок в теплосистеме, нужно спустить воздух из батареи. Техника развоздушивания зависит от конструкции радиаторов и особенностей самой системы.

Почему завоздушиваются радиаторы и к чему это приводит

Причины появления воздушных пробок могут быть различными:

  • Неправильно выбранный уклон при установке элементов самотечной системы. Если наклон недостаточен или отсутствует, циркуляция будет слабой, и появятся воздушные скопления.
  • Неверно проведенный монтаж систем с принудительной циркуляцией.
  • Низкий уровень давления в трубах. В их просвете появятся пустоты, заполняемые воздухом.
  • Использование неподходящего теплоносителя. Залитая в радиатор жидкость вступает в реакцию с металлом, из которого он сделан. В результате образуются кислород или водород. Они и создают газовоздушные пробки.
  • Перегрев теплоносителя. Чаще всего происходит в старых однотрубных системах. Из–за высокого давления температура кипения воды в них понижена, но в случае снижения давления носитель закипит, выделяя газы. Они и образуют воздушный затор.
  • Слишком активное заполнение пустых коммуникаций. Теплоноситель, поступая в трубы с большой скоростью, пузырится, а затем пузырьки превращаются в пробку.
  • Слабая герметизация. Воздух способен просачиваться внутрь тепловых коммуникаций даже через микроскопические дырочки. Поэтому небольшая щель или негерметичная арматура могут вызвать такую проблему.

Газовоздушные пробки губительны для тепловых коммуникаций. Батареи плохо и неравномерно прогреваются, а трубы могут издавать гул. Но самое неприятное – газообразные вещества, вступая в реакцию с металлом, окисляют и разрушают тепловые элементы. Приходится заниматься починкой и восстановлением. Поэтому от газовоздушных очагов необходимо избавляться. Обязательно надо найти причину завоздушивания и устранить ее. Стравливание воздуха – временное решение проблемы.

Это интересно:  Как установить бензонасос на ваз 21099 карбюратор

Как понять, что батарея завоздушена

Признаки возможного наличия воздушной пробки:

  • В помещении становится холодно. «Пострадавший» радиатор на ощупь прохладнее остальных и на нем ощущаются холодные участки. Если по прохладному месту постучать, раздастся звонкий звук. Зоны, заполненные жидкостью, звучат глуше.
  • Прислонившись ухом, можно услышать шипение, шум, бульканье. Иногда эти звуки достаточно громкие.
  • При незначительных газовых скоплениях нагрев не уменьшается и определить наличие пробки сложно. Но скопившиеся газы делают свое дело. Из–за них текут радиаторы и трубы, «летят» циркуляционные насосы для перекачки теплоносителя.

Если в доме происходит что–то похожее, значит, надо срочно выгонять воздух. Иначе в помещениях будет холодно, а элементы системы придется постоянно менять или ремонтировать.

Как спускать воздух с батарей отопления

Посмотрите, установлен ли на батарее кран Маевского – воздухоотводчик. Кран устанавливается к одному из присоединительных резьбовых фланцев. С ним выпускать скопившийся воздух проще всего. В остальных случаях потребуется больше усилий.

Как убрать воздух через кран

Краны Маевского, или воздушные клапаны, ставят в многоквартирных домах вместо запорно–регулировочной арматуры. Такая конструкция позволяет стравливать воздух и сливать воду. Кран представляет собой заглушку с головкой, на которой находится отверстие или желоб. В середине расположен кран под шлицевую отвертку. Самые удобные конструкции оснащены поворотным ключиком.

Порядок действий таков:

  1. Поверните краник. После нескольких оборотов с шипением начнет стравливаться воздух, а позже пойдет смесь газа и теплоносителя. Жидкость нужно слить. Слишком сильно крутить не следует, иначе носитель, проступающий под высоким давлением, обольет стены, пол и мебель.
  2. Воды придется сбросить порядочно. В многоэтажке потребуется выпустить 20–30 литров, то есть два-три ведра. В частном доме столько сливать не надо – достаточно дождаться момента, когда жидкость потечет ровной непузырящейся струйкой. После этого можно кран закрутить обратно.

Если вы не хотите постоянно заниматься стравливанием – купите и установите автоматизированный клапан. Цена его невелика. Но помните, что автоматика иногда дает сбои, поэтому отопление требует контроля. Автоматический клапан позволяет при необходимости выполнить ручной спуск воздушной пробки.

Как убрать воздух без крана

При отсутствии на радиаторе крана или клапана стравливать газовоздушную смесь придется через заглушку. Это плоский элемент, посаженный на паклю, который находится на противоположной стороне от ввода. В старых домах он часто закрашен несколькими слоями краски и плохо заметен.

Если нет возможности отсечь комнату от общедомовой теплосистемы, до начала работ перекройте общий стояк. Иначе произойдет потоп.

  • Разводной ключ.
  • Растворитель для краски.
  • Ведро или таз для слива воды.
  • Пакля

В первую очередь, размягчите растворителем краску на заглушке, чтобы появилась возможность ее открутить. Снимают элемент разводным ключом. Но даже после размягчения краски заглушка откручивается с большим трудом.Поэтому придется приложить усилия. Поворачивайте ключ медленно и аккуратно, пока не услышите шум выходящего воздуха. Стравите его и слейте примерно три ведра теплоносителя. Под заглушкой намотана пакля – замените ее новой. Затем все прикрутите на место.

Развоздушивать теплосистему таким образом достаточно хлопотно. Поэтому сейчас массово меняют старые радиаторы на новые модели, более удобные в эксплуатации.

Как спустить воздух из старых батарей

Такие модели – гармошки – стоят в домах, построенных очень давно. В них одна точка слива на весь стояк, и ее иногда сложно найти. Отыщите ее и приступайте к процессу:

Если слив предусмотрен на последнем этаже, на батарее в одной из квартир должен стоять кран. В таких теплосистемах он простой, с «барашком» или «бабочкой» на штоке. Его надо просто открыть и слить теплоноситель. Используйте термостойкую емкость, поскольку в старых однотрубных системах и их более позднем аналоге – ленинградках температура жидкости очень высокая.

Если барашка на штоке нет, воспользуйтесь разводным ключом или грейферным захватом. Как правило, после нескольких оборотов начинает выходить пузырящаяся вода.

На многих старых батареях нет сливных устройств. Придется откручивать ключом заглушку, расположенную сбоку на корпусе. Перед этим нужно размочить растворителем присохшие к ней слои краски. После развоздушивания и слива воды поменяйте паклю под заглушкой и все прикрутите обратно.

Убрать воздушную пробку можно и из подвала, но придется долго разбираться в хитросплетении труб, искать свой стояк и откручивать на нем вентили. Лучше обратиться к специалистам, чтобы не оставить без тепла весь дом. В старых домах с прямоточной системой воздух надо стравливать из расширительного бачка, находящегося на чердаке или последнем этаже. Это тоже лучше доверить сотрудникам ЖЭКа.

Как сливать воду из батарей разных типов

Методика развоздушивания в большей степени зависит не от типа или материала батареи, а установленных на ней воздухоотводящих устройств. Это могут быть обычные регулирующие краны, клапаны Маевского или автоматические воздухоотводчики.

Это интересно:  Предохранители на тойота калдина 211 кузов

Как слить воду из чугунных батарей

На старых чугунных моделях стоит простая запорно-регулировочная арматура. В этом случае достаточно просто повернуть «барашек» или вентиль и слить воду. Если на радиаторе установлена заглушка, открутите ее разводным ключом. Основная проблема – несовершенство старых коммуникаций. Не всегда можно убрать завоздушенность даже на последнем этаже. Нередко приходится спускаться в подвал или подниматься на чердак к расширительному бачку, чтобы открыть вентиль.

Современные чугунные модели оснащают воздухоотводчиками. Для любителей старины есть даже модификации кранов Маевского, выпущенные в ретро–стиле. От стандартных вариантов они отличаются только дизайном. Конструктивных отличий в них нет.

Для удаления пробки возьмите емкость и поднесите ее к устройству для слива. Поворачивайте вентиль ключом или отверткой. Выльется вода с пузырьками. Чтобы гарантированно избавиться от проблемы, придется стравить примерно 30 литров.

Чугунные батареи, произведенные в наши дни, лучше укомплектовать автоматическими воздухоотводящими устройствами, не требующими постороннего вмешательства. В этом случае ничего спускать не придется – газовоздушная смесь будет выходить автоматически.

Как слить воду со стальных и биметаллических батарей

Эти современные модели оснащаются клапанами Маевского. На устройстве имеется винт, который нужно слегка открутить отверткой или ключом. Через боковое отверстие начнет выходить воздух. Затем через него нужно стравить воду. В многоэтажном доме – примерно 30 л, а в частном – меньше, до исчезновения воздушных пузырьков.

На стальные и биметаллические модели желательно устанавливать автоматический воздухоотводчик. Они сразу стравит газы. Иначе водород и кислород, содержащиеся в радиаторном пространстве, вступят в реакцию с металлическими поверхностями. Появится ржавчина, начнутся протечки и придется все ремонтировать.

Как слить воду с алюминиевых радиаторов

На алюминиевых радиаторах всегда ставятся воздухоотводчики автоматического или ручного типа. Иначе алюминий, легко контактирующий с водородом и кислородом, быстро потеряет прочность.

В этом случае устранить завоздушивание достаточно легко. При наличии ручного клапана Маевского возьмите емкость и подставьте ее под радиатор. Проверните винт, находящийся в середине, ключом или отверткой, выпустив воздух. Затем слейте воду и все закрутите.

Чтобы радиатор из алюминия прослужил долго, на него крайне желательно поставить автоматический воздухоотводчик. Однако при очень жесткой воде автоматика может забиваться, давать сбои и не спускать скопившиеся газы. Поэтому периодически придется проверять наличие пробок.

Для этого приложите ухо к радиатору и прислушайтесь. Если слышны шум, гул, другие странные звуки, значит, внутри образовался воздушный затор, от которого нужно избавиться.

Как избежать воздушных пробок

Легче всего избежать появления воздушных пробок на автономном отоплении. Главное – все правильно смонтировать:

  • Возле котла и на коллекторах поставить воздухоотводчик, по которому уйдет основной объем образовавшейся газовоздушной смеси.
  • За котлом установить сепаратор, убирающий мелкие воздушные пузырьки. Водный поток в сепараторе затормаживается, пузыри укрупняются и удаляются через специальный отвод.
  • На каждый радиатор установить автоматические краны Маевского, через которые газы выходят наружу.

Если теплосистему автономного типа оснастить таким образом, завоздушивания в ней не будет.

В прямоточной системе пробок можно избежать, если правильно выставить наклон элементов. Тогда газовоздушная смесь уйдет через расширительный бачок.

В остальных случаях воздух в батареях будет скапливаться. Его образование можно уменьшить, если следить за герметичностью, правильно проводить монтажи, заливать только подходящий теплоноситель и контролировать его температуру. Не помешает поставить автоматические клапаны для постоянного отвода газов из системы.

Советы от специалистов

  • Воду в начале отопительного сезона в систему теплоснабжения заливайте медленно, не провоцируя появление пробок. Желательно залив проводить только снизу.
  • При первом пуске не протапливайте очень сильно. Пусть сначала трубы и радиаторы прогреются до 60 градусов. Потом слейте немного воды и усильте нагрев.
  • При спуске воды через кран Маевского полностью его не выкручивайте и не снимайте. Из–за высокого давления вкрутить устройство обратно будет очень сложно. Краны вообще не надо резко открывать, чтобы не сорвать и не залить квартиру кипятком.
  • Если удаление воздуха не дало результатов, нужно проверить всю теплосистему. Возможно, причина кроется в забитых в трубах или стояках, которые нужно продувать и прочищать.

В целом, избавиться от завоздушенности отопительной системы в несложных ситуациях можно самостоятельно, но требуется внимательность и осторожность. При наличии сомнений целесообразнее доверить дело специалистам, которые уверенно ориентируются в тепловой разводке дома или квартиры, имеют необходимые инструменты и навыки.

Источник

Ссылка на основную публикацию